Эпидемия поведения

2013.09.19

Имею честь наблюдать за открытым процессом создания проекта «От экономики трубы к экономике знаний» под руководством Фролова Владимира Николаевича, который происходит на его странице в facebook. По мере сил и возможностей стараюсь вносить свой скромный вклад в это общее дело. Поскольку для меня самый интересный предмет исследований — это экономика человеческого поведения, то именно с этой стороны вижу возможность внести полезный вклад в решение поставленной задачи.

Бюджет, налоговый кодекс, уголовный кодекс, конституция, бизнес-процессы и тому подобные вещи — это по-сути договоренности, регламентирующие порядок и правила взаимодействия людей и организаций. Правила игры в экономику. Но не во все игры люди согласны играть, или играть не нарушая правил. А от чего зависит принятие обществом правил игры?

Позволю себе вольно процитировать материал из книги Kelly McGonigal «The Willpower Instinct».

Ученые из Университета Гронингена в Нидерландах поставили интересный эксперимент. Они подбрасывали «доказательства» того, что другие люди вели себя плохо: пристегивали велосипеды напротив таблички на заборе «Велосипеды не ставить», оставляли тележки для продуктов на парковке, где действовала система возврата тележек в магазин. Эти исследования подтвердили, что нарушение правил заразительно. Люди, которые наталкивались на «подставы», следовали дурным примерам и игнорировали предписания. Они тоже пристегивали велосипеды напротив знака и бросали тележки на стоянке. Но последствия этим не ограничились. Когда видели пристегнутый в неположенном месте велосипед, они чаще перелезали через забор, чтобы срезать путь, хотя это было запрещено. Когда они видели тележки на парковке, то чаще мусорили. Зараза была сильнее и касалась не только конкретного правила. Люди подхватывали цель делать, что хочется, а не то, что должно. Когда мы замечаем, что другие пренебрегают нормами и следуют порывам, мы более склонны поддаваться любым своим импульсам.

Аналогичным образом это свойство работает и в позитивном отношении. Когда человек уверен, что все соседи экономят воду — он тоже склонен ее экономить. Поступать «как все». Это пример того, что психологи называют социальным доказательством. Если большинство племени действует определенным образом, мы считаем что так поступать умно.

Быть как все

Быть как все

Как бы мы ни тешили себя независимостью и «своей головой на плечах», наши стадные инстинкты гораздо древнее и глубже. Справляться с ними довольно сложно, чаще люди предпочитать тратить усилия более молодых и «сознательных» отделов мозга на устраивающие их объяснения своих поступков («Мол, это не на волне всеобщей истерии я 5-ый iPhone себе заказал, а просто он мне и вправду очень нужен…»).

Вера Леонидовна, преподаватель теории в автошколе, где я в данный момент прохожу обучение, будучи водителем с огромным стажем, не перестает удивляться тому, как наши соотечественники почти идеально соблюдают правила на дорогах Европы, и не соблюдает их в собственной стране. Ровно как европейцы начинают нарушать правила, приехав к нам. Социальное доказательство объясняет это явление. Если человек видит как действуют другие люди, или даже считает что все вокруг именно так поступают, — он будет поступать так же. Даже если сознательно он считает эти действия неправильными. Всем известная мотивация «Раз уж все воруют из бюджета, если я себе немного прикарманю — это погоды не сделает». Ну и как следствие — курочка по зернышку… Соответственно, мало продумать правила игры, нужно еще разработать технологию по внедрению этих правил. Чтобы люди приняли их и соблюдали.

Возьмем локальный пример, ту же страницу Владимира Николаевича. Изначально была поставлена цель: сделать общение между участниками на странице конструктивным и уважительным. Для соблюдения этих правил на первых порах пришлось удалять комментарии, содержащие оскорбления или неконструктивные сообщения. Когда сообщество раскрутилось, и в нем появилось приличное количество «форматных» комментариев, то и необходимость модерировать «неформатные» комментарии практически исчезла. Пользователи, видя что «все тут общаются таким образом», либо принимали правила и общались так же, либо покидали страницу. Но в данной ситуации сообщество создавалось «с нуля», поверх заранее продуманных правил.

Если взять наше государство, то тут дело обстоит иначе. И корни формирования сообщества (а вместе с ними и багаж привычных социальных правил игры, «понятий») уходят очень глубоко. Взять например Царскую Русь, в столь давние времена на территории страны было всего лишь несколько законов, которые формально распространялись на всех. Однако соблюдение этих законов центральной властью в основном контролировалось за дворянами, их «порол сам царь». Крестьяне же царя не волновали и следить за ними должны были их непосредственные хозяева. Таким образом для крепостных крестьян законодательной и исполнительной властью был барин, который сам определял как и за какие проступки он будет наказывать принадлежащих ему людей, фактически определяя собственный свод законов для своего хозяйства. Естественно, что во многих случаях решения о законности и незаконности, каре и милости, принималось исходя не из писанных законов, а настроения и мотивов барина.

За долгие века подобная модель поведения столь глубоко укоренилась в людях, что даже сейчас мы можем наблюдать схожие процессы внутри компаний и организаций. Соответственно и люди склонны больше ориентироваться на настроение и личные отношения, нежели на правила и инструкции. Многие видят в этом проблему и считают такое поведение ошибочным и препятствующим созданию благополучного общества. Однако при этом сами ей следуют, пожимая плечами и говоря «Что ж, такова реальность… именно так у нас все дела и делаются».

К сожалению, мне пока не известна технология «заражения людей новым поведением» в столь крупных масштабах и для изменения столь глубоких привычек. Лишь подозреваю, что она может быть основана на создании массовой правдоподобной иллюзии того, что «все уже давно так делают». Предполагаю, что маркетологи крупных компаний, устраивавшие «бум спроса» на определенные виды продукции, могут обладать необходимыми знаниями. Возможно их опыт в данном проекте будет крайне полезен.