Offworld Traiding Company

2015.06.27

Июньская поездка в Санкт-Петербург на очередной фестиваль деловых игр преподнес лично мне любопытное открытие: оказывается, мало кто из тех, кто обратил свой взор в сторону деловых игр в курсе того, что уже существует в игровой индустрии.

Я глубоко убежден, что ровно как невозможно стать музыкантом, не слушая музыки, художником — не рассматривая картины, поваром — не пробуя еды, писателем — не читая книг, так и нельзя создавать игры, не играя в них.

Вот и подумалось: почему бы не сделать небольшие обзоры существующих игр, чтобы деловые люди не тратили время на отделение мух от котлет, а сразу могли взять на пробу наиболее интересные с точки зрения полезности игры?

В данном коротком обзоре попробую воплотить эту идею. Посмотрим насколько это окажется интересным и полезным

Капиталисты на Марсе!

В качестве первой ласточки я решил рассмотреть недавно вышедшую стратегию Offworld Traiding Company, посвященную коммерческому освоению Марса.

Игра разработана командой Mohawk Games, состоящей на момент написания статьи всего из трех человек: Soren Johnson, Dorian Newcomb и Brad Wardell. Несмотря на то, что это первая игра данной команды, сами ребята уже вполне состоялись в игровой индустрии. Soren Johnson, например, успел поработать в Firaxis и принять участие в разработке таких сильных игр как Civilization III, Civilization IV, Spore. Dorian Newcomb, в свою очередь, тоже приложил руку к упомянутым Civilization III и Civilization IV, а так же участвовал в разработке других проектов под маркой Sid Meier’s.

Купить их всех!

Игра относиться к жанру RTS (Real-Time Strategy), однако сильно отличается от игр подобного жанра одной важной чертой.

Классически, начиная с Dune II: Battle for Arrakis, жанр RTS подразумевает строительство базы, производство войск и последующие уничтожение базы противника. Позже появились стратегии, в которых строительство базы и вовсе отсутствовало или было сведено к минимуму. Только военные действия, минимум экономики (фактически это были уже Real-Time Wargames).

Ребята из Mohawk решили попробовать иную сторону силы — никаких военных действий, только экономика. Чтобы победить, нужно не уничтожить базу противника, а купить ее.

Суть игры

Игроки развивают сеть коммерческих предприятий на Марсе, обслуживающих колонию путем строительство добывающих и производственных сооружений. Список фигурирующих ресурсов довольно большой: Электроэнергия, Вода, Пища, Кислород, Топливо, Алюминий, Железо, Сталь, Карбон, Химикаты, Кремний, Стекло и Электроника.

Состояние внутреннего рынка при этом полностью зависит от действий всех игроков в совокупности. Чем больше игроки добывают и продают еды, тем меньше на нее цена. И наоборот, если никто не производить сталь, а только покупает ее, то цена на этот ресурс вскоре взлетит до небес.

Исходя из эффективности предприятий, запаса ресурсов на складах и кредитной истории, формируется стоимость всей компании в целом. Это цена отображается в виде цены на акции данной компании. Изначально акции принадлежат третьей, не игровой стороне. Но любой игрок волен купить любое количество акций любой компании (как своей, так и других игроков).

Когда все акции компании попадают в руки игроков, каким-то образом среди них распределившись, открывается возможность покупки компании. Для этого игроку нужно выкупить недостающие до 100% пакета акции у других игроков. Однако стоимость выкупа равна двукратной сумме от текущей стоимости акций. Причем эта сумма пойдет на счет игрока, у которого выкупили акции. С другой стороны, такому выкупу никак нельзя противостоять.

Если компания была выкуплена другим игроком, то руководивший этой компаний игрок выбывает из игры, а покупатель получает все предприятия и акции выбывшего игрока. Побеждает игрок, скупивший все существующие предприятия.

Полезность игры

При средней длительности партии в 20-30 минут, игра представляет собой неплохой инструмент для тренировки навыка анализировать рынок, внимательно следить за конкурентами, вырабатывать и реализовывать стратегию экономического развития, оперативно реагировать на изменения ситуации и принимать решения. Так же игра полезна для формирования понимания того, как работает капиталистический мир.

Конечно тем, кто профессионально вариться в сфере торговли, инвестирования, купли-продажи бизнесов, эта игра может показаться довольно простой и не вызвать особого интереса как образовательный инструмент. Разве что как возможность «безопасно» посоревноваться с такими-же мастодонтами капитализма. А вот людям, которые начинают осваивать экономику и управление, эта игра вполне подойдет.

Разработчику на заметку

Механика выкупа предприятий у других игроков реализована очень интересно. Да и сам по себе принцип любопытен. Лично я подумываю о том как сделать что-то подобное в настольном/кабинетном варианте. Может получиться интересная игра.

Юрий «Tordenson» Исаев
2015.06.27
Creative Commons License